В рамках нацпроекта «Здравоохранение» активно идет создание и тиражирование «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», известной также как «бережливая поликлиника». Для этого в области создан Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи, разработана нормативная база, сотрудники центра и команды врачей прошли обучение на базе Дальневосточного государственного медицинского университета по основам и принципам бережливых технологий в здравоохранении.
«Бережливая поликлиника» означает организацию лечебного процесса по новым технологиям. Это цифровизация этапов оказания медицинской помощи, создание для пациентов комфортных условий ожидания, организация колл-центров, разведение потоков пациентов и другие меры.
К проекту уже присоединились шесть медицинских организаций: Областная больница, Детская областная больница, Валдгеймская центральная районная больница, районные больницы в Смидовиче и Николаевке и Ленинская ЦРБ. В этом году «бережливой» станет Октябрьская центральная районная больница. В учреждениях закреплены ответственные за реализацию новой модели медицинской организации, реализуются проекты улучшения работы поликлиник.
О том, как внедряется новая модель, на примере поликлиники Областной больницы рассказала главный специалист Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи Альбина Брайченко: «Все изменения в работе поликлиники направлены на то, чтобы соответствовать критериям новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Созданы зоны для комфортного ожидания с мягкими креслами, установлены кулеры с питьевой водой. В удобных для посетителей местах размещены информационные стенды с документами, регламентирующими оказание медицинской помощи. Организована система навигации, чтобы пациенты могли с легкостью найти нужный кабинет. Кроме того, с октября 2020 года в поликлинике открыты три проекта: «Ведение электронных медицинских карт», «Улучшение условий проведения лабораторных исследований пациентам в областной поликлинике», «Выписка электронных больничных листов на приеме врача». Эти новшества экономят время врачей и пациентов, помогают уменьшить очереди и наиболее рационально использовать ресурсы поликлиники для достижения наилучшего результата медицинской помощи».
Важный критерий доступности медицинской помощи – обеспечение приема плановых пациентов строго по времени и предварительной записи.
«Сотрудники центра регулярно отслеживают соблюдение этого критерия. Недавно мы проверили работу 11 специалистов: зафиксировали время начала и продолжительность приема, опросили пациентов о качестве работы врачей, о соблюдении норм медицинской этики, выяснили предпочтительные способы записи на прием. По результатам обследования выявляем проблемы и вырабатываем способы их решения, – отмечает Альбина Брайченко.
Еще одна примета «бережливой поликлиники» – работа колл-центра. В период пандемии на базе Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи начался прием звонков на горячую линию по коронавирусу по номеру 122. С начала работы в декабре 2020 года специалисты колл-центра приняли свыше полутора тысяч звонков. Более трети из них касались вакцинации от коронавируса. Также жители области обращаются по вопросам записи на прием, вызова врача на дом, самоизоляции и карантинных ограничений. Все звонки отрабатываются операторами колл-центра или передаются в медицинские организации.